Горы на макете из монтажной пены и гипса.
Как оказалось, не я один отличаюсь неспособностью к оперативной художественной лепке
Такие трудности существуют у многих любителей. Так как уже несколько человек обратились с вопросами, решил изложить свою технологию строительства гор на макете в небольшую статью. Несмотря на то, что горы на моем макете больше подвергались критике моделистов за неправильные фактуру и цвет, думаю, кому-то тем не менее может пригодиться накопленный опыт.
Скажу сразу, пока я делал свой макет, я перерыл весь интернет, особенное внимание уделяя немецким сайтам железнодорожной (моделирование) тематике. Так вот наилучшим результатом, которого можно добиться в моделировании гор, являются все-таки горы полностью из гипса !
Но технология строительства горы из гипса подразумевает особенное мастерство, которое за короткое время не освоить. Основная проблема заключается в том, что гипс быстро сохнет, по крайней мере быстрее чем начинающий моделист-скульптор успевает нанести на будущую конструкцию интересующий его рельеф. То есть имеем ограниченный промежуток времени, когда нужно произвести определенные действия ножами, напильниками и тп, и если что-то пошло не так как запланировано, переделать откатиться к первоначальному виду будет практически невозможно.
Т.к. навыков лепки у меня никогда не было, и попробовав несколько раз гипс на тестовых образцах я убедился что скорее всего не будет, пришлось искать альтернативу гипсу. Альтернатива в виде универсальной монтажной пены нашлась сразу. Основным достоинством можно считать то, что если с первого раза что-то не получилось можно смело отрезать определенный кусок и залить снова.
Так что голову пришла идея создать макет горы не из гипса, а из обработанной определенным образом монтажной пены.
Как же происходил процесс строительства гор на моем макете:
1. Наносим пену
Ну как и обычно, сначала был придуман и зарисован примерный вид будущей конструкции. Затем в несколько слоев (выжидая по 1-2 часа пока предыдущий слой не окрепнет настолько что не будет расползаться под весом нового) я нанес пену так, чтобы получилась конструкция соответствующего объема для будущей горы.
Теперь нужно забыть про эту гору на сутки как минимум, для того чтобы монтажная пена полностью затвердела не только снаружи но и внутри, т.к. придется резать ее порой глубоко залезая ножом. Тут важно не пользоваться никакими фенами, т.к. во первых, быстрее большой объем монтажной пены от нагревания не застынет, во вторых когда застынет внутри получившаяся структура будет неравномерной, где плотнее где с пузырями. А воздушные пузыри внутри во время резки будут совсем не похожи на то что представляет собой горная поверхность.
2. Делаем рельеф горы
После того как все слои полностью высохли, берем канцелярский нож и представляем себя парикмахером. Сначала срезаем все лишнее, так чтоб будущая гора приняла свое очертание, всякие там вершины и подножья. Затем, если рельеф нас устроил, начинаем все тем же ножом ковырять всякие ущелья, расщелины и ложбины. Одним словом придаем будущей горе детализированную структуру.
Если в процессе резки вдруг поняли что что-то пошло не так (одним словом накосячили) или наоборот пришла в голову гениальная идея, ничего страшного: снова берем баллон с пеной и возвращаемся к предыдущему пункту.
Таким образом, мы получили макет горы, по размеру и структуре вписывающийся в общую архитектурную так сказать конструкцию. Но на данный момент он во-первых совсем другой цветовой гаммы а во-вторых слишком мягкий по плотности.
3. Покрываем гору гипсом
Чтобы придать куску пены вид напоминающий кусок камня мы берем в руки гипс.
Я брал строительный алебастр (по сути представляющий собой тот же гипс), продающийся на каждом углу любого строительного рынка, трехкилограммового пакета хватит на десяток макетов.
Прочитав где-то, что для достижения лучшей крепости при высыхании алебастр рекомендуется разводить не чистой водой, а смесью воды и клея ПВА (50/50) я так и поступил, хотя так и не заметил особо повышающейся крепости.
Все что нам нужно сделать, это на тарелке (небольшой) получить раствор гипса, по густоте похожим на сметану.
Затем берем в руки небольшую кисть и начинаем «красить» этой смесью силуэт нашей горы из пены.
Гипс должен ровным слоем в 1-3 миллиметра покрыть пену, включая все щели. Т.к. гипс в тарелке высыхает за считанные минуты, мы не делаем большие порции, а наносим необходимое количество в несколько приемов.
После того как нанесение закончено, ждем несколько часов пока все это дело полностью не высохнет. Тут уж можно и феном воспользоваться, однако главное не переусердствовать с переменой температур, т.к. могут появиться трещины и их придется заделывать новым слоем.
После полного высыхания гипса мы получили уже что-то более похожее на гору, остается только взять кусок наждачки и несколько надфилей и доработать рельеф горы до более реалистичного.
Можно проточить всякие микротрещины и царапины.
4. Грунтуем
Идем в магазин автозапчастей и покупаем несколько баллончиков серой грунтовки. Будем готовы к тому, что у наших производителей не принято наносить на крышечку баллончика образец того же цвета что и в банке, так что в лучшем случае на практике получим что-то примерно похожее. Поэтому собственно и покупаем несколько. У меня из 4х купленных серых баллонов нормальным «каменным» оказался только один.
Обращаем внимание, что мы покупаем именно _грунтовку_, а не нитрокраску и тем более не акриловую краску. Краска ляжет гладким слоем и будет иметь поверхность ничего общего с каменной не имеющую.
Самое интересное: начинаем красить нашу гору из баллончика грунтовки. Тут конечно если навык покраски чего-либо баллончиком есть, то он очень пригодиться, если нет – читаем инструкцию и тренируемся на кошках.
Вообще я сторонник того чтоб перед выполнением какой-то работы на макете, выполнить ее сначала на пробнике. Куски пены остались ? Можно потренироваться сначала на них.
Основной цвет грунтовки, которой пользовался я был несколько темнее цвета засохшего гипса, так что после окраски гора приобрела более темный серый цвет.
5. Делаем оттенки
Снова берем в руки кусочек наждачки и начинаем затирать гору местами, чтобы снять в некоторых областях слой грунтовки.. Это для того чтобы общий цвет горы на макете сменился с однотонного темно-серого на градацию от цвета алебастра до цвета использовавшейся грунтовки. Можно повторять окраску/шлифовку до тех пор пока не получим устраивающий нас основной фон.
6. Окончательный цвет горы
После этого берем баллончик с (черной/более серой/белой/любой желаемой) краской и с _большого_ расстояния наносим «напыление» на некоторые участки горы, дабы получить еще более натуральный природный вид. Ведь однотонных камней в природе практически не бывает.
Опять же всегда можно воспользоваться наждачной бумагой для того чтобы вернуться к первоначальному виду если где-то получился перебор.
7. Озеленение
Завершающим эпизодом в горном строительстве является озеленение, во время которого, мы придаем нашим горам более натуральный вид.
Для этого наливаем в небольшой стакан клей ПВА, и насыпаем туда готовую фирменную “траву-присыпку”. Можно добавить немного воды, чтобы смесь не была сильно густой. Главное хорошо размешать, чтобы присыпка разболталась и не имела комков. Далее обычной кисточкой смесь наносим на нужные участки и ждем пока высохнет. Также можно намазать какой-либо участок клеем ПВА и аккуратно присыпать травой. После высыхания лишнее убрать пылесосом. Используя разные присыпки можно добиться хорошего результата.
Результат
Полученные таким методом горы не претендуют на сверхсоответствие натуральным, по рельефу значительно хуже гипсовых, но по силам человеку, никогда не занимавшемуся резкой и лепкой, т.к. позволяют производить работы не торопясь и с постоянной возможностью «отката» к предыдущему состоянию. К тому же, получившиеся на макете горы из монтажной пены и гипса, достаточно крепки чтобы использовать их поверхность для «посадки деревьев», фигурок, домиков и др.
Приведенные фотографии не отображают настоящий цвет получившихся гор, вспышка на мыльнице слишком сильно засветила данные фотографии.
В реальности горы выглядят несколько темнее и более естественно.
Алексей Лагода, 2008.